ШКОЛА-ИНТЕРНАТ :: РОССИЯ :: ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2018
в розыске
Стой, не смотри
Grant me the indulgences of which I speak.
I live as the beasts of the field, rejoicing in the fleshly life.
I favor the just and curse the rotten.
Come forth and answer to your names by manifesting my desires.

Стой, не смотри

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Стой, не смотри » Прошлое время » Диалоги о стенах, которые смотрят


Диалоги о стенах, которые смотрят

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

эпизод закрытый

Учебный год только начался, а Артём уже словил нервяк. Искать спасения от наблюдающего за ним нечто он решил, в кои-то веки, у взрослого. Но того взрослого, которого он искал, на месте не оказалось.
И сейчас Артём стоит перед дверью школьного психолога, не решаясь сдвинуться с места. Вокруг никого нет (пока что), кроме того, что за ним наблюдает. Шкала нервозности заполнилась до предела, и, кажется, кто-то сейчас похож на дерганную бомбу замедленного действия. Впервые в жизни Артём был бы рад даже тупым гопникам, которые начистили бы ему рожу просто за то, что он в коридоре стоит тупит.

УЧАСТНИКИ:
Наталья Николаевна, Артём

ДАТА/ВРЕМЯ:
14.09.18/большая перемена

МЕСТО:
возле кабинета психолога

0

2

Наталья Николаевна быстро идёт по лестнице на второй этаж, в сторону своего кабинета. Буквально только что приехала из управления опеки. В сумке торчит нераспечатанный конверт с парой рутинных бумажек, которые нужно заполнить и подписать у директора, но мысли заняты другим.

Разговор с сотрудником опеки был неприятным. Поступил сигнал от преподавателя физкультуры – после поездки на выходные домой одна из воспитанниц вернулась с очень нехорошими на вид синяками на руках, которые мать с её сожителем отказались внятно прокомментировать. Да это и не нужно – за них прекрасно всё говорила та характерная потухшая пустота в глазах девочки, та, которая обязательно появляется у детей, которые слишком часто слышат фразу «это ради твоего же блага».

До сих пор тревожных сигналов не было, что-то произошло летом, что конкретно – пока не очень понятно. Но главное что вовремя заметили. Хотелось бы верить, что не так много времени потеряно, и какие-то меры принять ещё не поздно.

В коридоре пахнет мелом и старой краской, но в закутке слева от лестницы, где находятся кабинет психолога, её собственный и хламовник с гордой табличкой «архив», совсем тихо – настолько, что отчетливо слышно, как каблуки стучат по полу.

Именно после поворота Наталья Николаевна замечает силуэт у двери психолога. Артём Волков. Стоит лицом к двери и, кажется, что-то сосредоточенно теребит в руках? Или просто вздрагивает от каждого звука шагов. Не к добру.

Она знает, что ███████а на больничном уже неделю, но это сейчас неважно, важно что ученики обычно не появляются у двери психолога просто так.

Наталья Николаевна звенит карманами, пока ищет ключи – не нарочно, просто достать что-то из её карманов бесшумно невозможно.

«Артём? – говорит она, подходя к двери, а сама всё еще ищет ключи. – Здравствуй. Ты к █████е ███████е? Её сегодня нет. Что-то случилось?»

Конечно, случилось, знать, где находится кабинет школьного психолога, и прийти туда добровольно – тревожный знак сам по себе. Но это не тот случай, когда нужно так открыто демонстрировать способности к телепатии.

Наконец, находит ключи, с радостным звоном достаёт из кармана. У Натальи Николаевны всего три ключа – от кабинета, от комнаты и третий. И акриловый брелок со смешной пучеглазой лисой.

Отредактировано Наталья Николаевна (2025-04-07 12:23:36)

+2

3

После очередной бессонной ночи Артём засыпает прямо на уроке. Одноклассники не будят его то ли по приколу, то ли просто, так что он снова оказывается один. Открывает глаза, когда большая перемена в самом разгаре, но вокруг — ни души. Разбежались по углам, в столовую или ещё куда, чтобы отдохнуть от занятий.
Только Артёма это не утешает. Он телом ощущает, как на него с м о т р я т

Попытки "стерпеть" не спасают, и ноги сами собой ведут его прочь, заставляя срываться на торопливый шаг, а с шага — на бег. Куда бежать? Прогуливать остатки уроков не хочется, от успеваемости напрямую зависят подачки родителей. До столовой... До неё ещё добраться нужно.
Может, к психологу? При взрослых взгляд злился, но исчезал, как и ощущение наблюдателя за спиной. И этого было достаточно ровно до следующего раза.

Коридоры пустые — всё по той же причине "все жрут как не в себя". Артём нервничает и раздражается, чертыхается, чуть ли не спотыкается. Сворачивает за угол и чуть ли не врезается мордой в дверь — она заперта.
Ну твою мать...

Он просто немного подождёт, вряд ли психолога не будет долго. Он просто...
С волос срывается бандана, которую Артём нервно сминает в руках. Испытывает яростное желание пнуть эту проклятую дверь и даже собирается размахнуться, но его отвлекают от начинающегося психа. Волков вздрагивает, плечом ударясь о дверь.

А... Здрасте, Наталья Николаевна, — настороженность в глазах, словно у загнанного в угол пса, понемногу теряется. Ощущение наблюдателя за спиной тает следом. — Да, я... Хотел просто поговорить. Но походу не сегодня.

Артём не пытается придумать отмазку. Нет ничего криминального в том, чтобы хотеть поболтать со школьным психологом, играющим одновременно роль социализирующего элемента (о, у них были эти бесявые "уроки общения" в девятом классе, где недавно поступивших пытались сплотить в дружный коллектив). Если только не знать, что за спиной у Артёмки есть чуть ли не попытка суицида по причине несчастной любви, а руки по-прежнему скрыты рукавами пиджака даже в тёплую погоду.

Волков смотрит, как Наталья Николаевна находит ключи. Глаз цепляется за яркий брелок с лисой. "Мило", — думает он. Спиной Артём начинает ощущать пристальный в з г л я д. Сейчас она зайдёт в кабинет, и тогда он снова останется один.

Натальниколаевна! — не деля на слова, выпаливает Волков. — А можно с вами поговорить?

Отредактировано Артём Волков (2025-04-08 05:37:53)

+1

4

Наталья Николаевна замирает, держась за ключ в замке. Смотрит на Артёма – хотелось бы верить, что не напугала ненароком. Она вообще обычно старается не подходить к людям со спины, в этот раз случайно получилось – мимо этого никак.

«Конечно, Артём. – очень спокойно говорит она, тем самым тоном, который обычно зарезервирован для самых сложных разговоров. – Входи.»

Поворачивает ключ в замке, открывает дверь и пропускает его вперед – профессиональный жест, который призван дать понять: он может чувствовать себя здесь как дома, это безопасное место. Сама входит следом, закрыв за собой дверь.

Кабинет Натальи Николаевны – это небольшая прямоугольная комната, с простыми однотонными обоями, низковатым потолком и единственным окном. Квадратным, с вертикальными жалюзями и видом на общежитие. У стены справа от входа – приоткрытый шкаф-купе, где папки с личными делами соседствуют с аптечкой, стратегическими запасами скрепок и большим пакетом кофе «три в одном».

Дальше большой рабочий стол из черного, под венге, поддельного дерева, почти пустой – Наталья Николаевна не любит, когда много хлама на столе. Напротив стола – небольшой офисный диван, над ним – белая магнитная доска, расчерченная  на большие квадраты по дням сентября и первой половины октября.

«Присаживайся.» – кивает она на диван, а сама идёт вглубь, положить сумку на подоконник и приоткрыть окно. В кабинете душновато, и чувствуется слабый, но вполне отчетливый запах сигаретного дыма. Но это временно.

Сама занимает привычное место для таких случаев – на повернутом стуле, спиной к столу. Нет какого-то универсального правила, конечно, но так в среднем всем комфортнее всего. Никто не сидит спиной к двери, никого не слепит солнце через окно. Наталья Николаевна настояла именно на такой планировке кабинета, когда в последний раз делали ремонт.

Сразу после того, как убрала громоздкий стол буквой Т, настольный компьютер и небольшое семейство цветов.

«Ну, а теперь рассказывай.» – предлагает она. Голос у неё ровный, но пальцы непроизвольно касаются очков, а взгляд неумолимо ловит мелкие детали: нервные движения рук, капельки пота на висках, то, как старательно Артём избегает смотреть ей в глаза.

Отредактировано Наталья Николаевна (2025-04-08 20:04:25)

+1

5

Наблюдатель за спиной разочарован. Артём нутром его взгляд ощущает, осознавая, что пресёк какую-то негласную черту — обратился за "спасением" ко взрослому. Похоже, в ближайшие недели стоит усиленно избегать какого бы то ни было одиночества, и в голове уже лихорадочно струятся мысли о том, к кому, когда и как можно забежать на вечерок. Или приклеиться к Лизочке, снова соглашаясь на поиски загадочного дерьма.
Волков сам себя ругает за резкость и готов к отказу от Натальи Николаевны, но отказа не следует. Чувство, что за ним кто-то с м о т р и т, растворяется окончательно.

А... Ага, спасибо, — школьник неловко просачивается мимо педагога, избегая малейшего соприкосновения. Нервно стаскивает рюкзак со спины, с шумом роняя его на пол. Вздрагивает от звука закрывшейся двери, на секунду превращаясь в загнанного зверя.
Ему требуется какое-то время, чтобы перестать глазеть по сторонам (давно же он тут не был, если вообще был) и рухнуть на диван, перебарывая желание забраться на него с ногами. Бандана из рук перекочевывает в карман, но извлекается оттуда уже через минуту, чтобы снова быть смятой в комок.

В этом кабинете школы не чувствуется. Нет того вечного ощущения, которое присутствует даже тогда, когда Артём в толпе. Словно всё ч у ж о е избегает любого появления там, где обитают взрослые.
На ум Артёму приходит знакомая девчонка, ошивающаяся (хоть это запрещено) в комнате препода. Сейчас он, в принципе, даже не осуждает её.

Да мне как бы... — Волков сбивается, теряется. Обычно громкий до раздражения, сейчас он напоминает серую тень самого себя, стушевавшись перед Натальей Николаевной. Тем более, что забежал-то он без настоящих мыслей о разговоре, просто спасая свою задницу и остатки психики.
Но говорить о чём-то нужно было. И Артём говорит. Рассказывает невпопад, что этот год как-то начался через ж... Известное место, что его прежний сосед выпустился и сейчас приходится притираться с повадками новенького, что вообще хотел перевестись, а родители не разрешили.

...я вот знаете что думаю, может, мне вообще стоит просто завалить учёбу? У них тогда выбора не будет, меня ж просто исключат, — Волков немного лукавит. Исключать его, как платника, не стали бы, понаставили бы троек да и всего, только вот всякой поддержки родни он лишился бы.

+1

6

Наталья Николаевна слушает, откинувшись на спинку стула. Очень терпеливо, ни словом, ни жестом не перебивая. Знает – сейчас важнее всего дать высказаться. Её взгляд остается спокойным, но внутри она очень внимательно отмечает каждую деталь.

Выпуск старого друга, новый сосед – ситуация не из приятных, хоть и не нова. Потеря опоры в тот момент, когда и так все силы уходят на адаптацию к последнему году обучения. Родители – финансовый контроль, иначе не бывает. Ну, у Артёма они хотя бы пытаются делать вид, что действительно интересуются его жизнью, а не просто пытаются в очередной раз продемонстрировать власть.

К собственному стыду, Наталья Николаевна не может вспомнить ни одного раза, когда она бы общалась персонально с кем-то из родителей Артёма. Ничего хорошего, но такое случается.

Пальцы машинально вертят первое, что попалось под руку – визитку, которую зачем-то прихватила в кабинете представителя опеки.

А когда речь заходит за то, чтобы специально завалить учебу, пальцы останавливаются. Наталья Николаевна видит, что скрывается за этими словами, или думает, что видит. Видеть – половина её работы.

«Артём, – произносит она негромко, но с какой-то особой силой в голосе, от которой хочется поднять на неё взгляд, – Ты сейчас говоришь как человек, который изо всех сил пытается заглушить одну боль другой. Но знаешь ведь, это иллюзия.»

Она прячет визитку в карман, наклоняется вперед, опираясь локтями на колени.

«Знаешь, однажды я тоже хотела всё бросить. Не в школе, правда. В институте, – делает короткую паузу, внимательно глядя на Артёма. – Сутки просидела на подоконнике в общаге, завернувшись в одеяло. Смотрела, как мимо люди ходят, и всё жалела себя… И кое-что поняла тогда. Все эти попытки сделать свою жизнь хуже, лишь бы почувствовать, что хоть что-то в ней контролируешь – это чтобы не замечать что-то другое.»

Наталья Николаевна выпрямляется, снова откидываясь на спинку стула. Но теперь её поза уже не кажется расслабленной, наоборот – будто она ищет устойчивое положение, точку опоры. Рука сама находит очки – привычный жест, помогающий, судя по всему, собрать воедино мысли.

«Ты ведь не поэтому пришёл сюда, Артём. Это не главное, что тебя тревожит, разве нет?»

Вторая половина – слышать.

Отредактировано Наталья Николаевна (2025-04-08 23:17:34)

+1

7

Измызганная бандана растягивается во все стороны и сминается снова. Артём находит в этом некоторое успокоение, но в то же время успевает позлиться на себя — вещь-то теперь попорченная, товарный вид потеряла. Лучше б что-нибудь другое так крутил. Волков вздыхает, чувствуя, как начинает ныть позвоночник. Пересилить себя и по-нормальному сесть на диван, упираясь в него спиной, он так и не смог.
За дверью едва различимо начали слышаться звуки. Перемена к концу подходит? Да нет, рано же ещё.

Взгляд Артёма цепляется за визитку, которую в свою очередь вертит педагог. Хмыкает — не только он этим привычкам подвержен. Может, ему тоже пойти в подобные профессии? Быть, например, психологом...
Сапожник, мать его, без сапог.

Наталья Николаевна обращается к нему по имени, Волков вздрагивает, на секунду поднимая взгляд на женщину и тут же его опуская. Пожимает плечами в ответ на её слова. В принципе, не то чтобы он действительно думал как-то всё обсуждать... Мысли-то у него свои в голове есть. Но Наталья Николаевна позволила ему переждать бурю тут, в безопасном месте, и Артём не мог к ней не прислушиваться.

Да я знаю, — одновременно раздражённо и отчаянно протягивает он. Ну, конечно, учителям в этом интернате никогда до конца не понять, почему ученики такие тревожные. Корень всего, конечно, лежал далеко не в обыденных проблемах. — Но мало ли.

Артём вздыхает. Его сердце пропускает удар, когда он слышит вопрос. Она же не?.. Да нет, конечно, это просто её работа — вести диалог таким образом, чтобы разговорить беспокойного подростка. Никогда ещё не было бы такого, чтобы кто-то из взрослых знал обо всем необъяснимом дерьме, что происходит в Аксиоме.

Да нет, ну я, — он прерывается, снова нервно скручивая бандану в руках. Глаза бегут в сторону окна, потом — к двери. Выдумывает уклончивый, но недалекий от правды ответ. — Какой-то придурок меня преследует. Ну, знаете, школьный бабуллинг, вот это все. Шутит как долб... Короче, фигово шутит.

Волков улыбается одновременно расслабленно (хотя в уголках можно заметить напряжение, да и глаза не смеялись) и нагловато, как всегда, когда стремился свернуть на другую тему. И делает это, спрашивая:
А вы не жалели никогда, что если б бросили универ, то сейчас жили бы иначе?

+1

8

Наталья Николаевна смотрит. Смотрит, как пальцы Артёма продолжают терзать бандану, словно от того, что он ни на секунду не отвлечется от этого, зависит чья-то жизнь. Смотрит, как он напряженно держит плечи, как мечется взгляд – то к окну, то к двери. У всех это по-разному, но она думает, что уже видела такое.

«Артём.» – произносит она тем же чудодейственным тоном, тихо, но уверено, чтобы вновь поймать его глаза. И, когда на мгновение встречаются взгляды, спокойно, без резких движений, кладёт свою ладонь поверх его рук, всё еще сжимающих скомканную ткань.

Её прикосновение не давящее, не стискивающее – твердое ровно настолько, чтобы естественным образом аккуратно погасить это нервное движение, а не остановить насильно. Пальцы Натальи Николаевны не дрожат, она не держит его руки, не сжимает их. Просто даёт понять: ты не один.

«Я здесь, – говорит она очень тихо, почти шепотом, и её голос, пусть скрипящий, как будто кто-то пересыпает между ладонями песок, всё равно звучит так, будто эти слова важнее всего, – Чтобы выслушать. Что бы ты ни сказал – это останется между нами. Договорились?»

Она почти сразу убирает руку, чтобы не затягивать контакт дольше, чем нужно – за годы работы она научилась достаточно хорошо чувствовать ту грань, когда поддержка переходит в навязчивость. Это не объятие, не попытка спасти, а лишь короткий, выверенный жест поддержки. Дать опору, но не отбирать в свои руки управление ситуацией.

Услышав о буллинге, сразу понимает – это серьёзно, особенно в закрытой среде интерната. Очевидно, что ничего похожего на шутки здесь нет – это только у тех, кто или сам занимается школьной травлей, или не воспринимает её вообще, без иронии получается называть это шутками.

Тяжесть неизвестна, но проблема, очевидно, есть.

Она понимает: прямые расспросы о том, кто, когда и как сейчас бесполезны, даже вредны. Спровоцируют защитную реакцию: либо полное отрицание проблемы, либо уход в формальные ответы, которые ничего не объяснят. Нежелание чувствовать себя жертвой, страх осуждения или мести.. Рано. Слишком рано. Держим мысль.

«Жалела. Много раз, – наверное, неожиданный ответ, но это позиция живого человека, а не приторно правильного робота, чьё мышление свелось к рабочим обязанностям, – Мне столько раз казалось – да кто я такая, чтобы учить кого-то жизни? После того, сколько ошибок совершила.»

Она делает короткую паузу, чтобы слова успели отложиться.

«А вот насчёт того, что происходит с тобой сейчас... – её голос становится увереннее, – Мне важно, чтобы ты знал: я ничего не собираюсь делать просто так, ради очередной бумажки, или потому что так надо.»

Наталья Николаевна замолкает, давая словам повиснуть в воздухе, и добавляет три самых магических слова:

«Расскажи мне ещё

Отредактировано Наталья Николаевна (2025-04-09 23:06:50)

+1

9

Ему не то чтоб по-настоящему интересен ответ. Хотя он осознаёт, что зачатки любопытства где-то висят — его-то родители в таких штуках никогда не признавались, избегая ответов или выходя на какие-то пространные дискуссии о правильности дела. И правдивые слова о том, что вот даже педагог, сидящая перед ним, хотела когда-то универ бросить... Определенно повышало статус Натальи Николаевны в его глазах.

На очередное обращение к себе Волков перестает мять бандану, бросает взгляд на женщину, но не удерживает его. С недоумением смотрит на ладонь, накрывшую его руки. В голове две мысли — сделать какую-нибудь ерунду, чтобы избежать неловкости и снова присвоить себе роль клоуна, или подтстроиться.
Обижать Натальниколаевну не хотелось. Артём неловко ведет плечом, но руки из-под ладони не вытаскивает, решив смириться.

Да я понимаю, — протягивает он, повторяя уже сказанное им ранее. "Но не прям уж так верю". Волков знает, что за такими подростками, как он, у которых в делах прописаны наверняка и селфхарм, и пропитые антидепрессанты, да и попытка суицида (хотя последнее родители хотели замять, кажись), смотрят внимательнее, а беседы с ними почти наверняка доносятся до психолога, директора или, не дай б-г, до семьи. И это ему на руку не сыграло бы.

На миг ему становится смешно. Назвать нечто, наблюдающее за ним, каким-то придурком, который буллингом занимается — это, конечно, неплохо. Надо будет в следующий раз попробовать поматериться на него, вроде в каких-то славянских темах нечисть отгонялась руганью.

Мм, ну вот я о том же, — реагирует Артём на слова педагога. — Вдруг пожалею о том, что не свалил из этого места?
В голосе на секунду прорезывается отчаяние, но Волков стирает его ничего не значащим смешком. Бандана из рук перетекает на волосы, где и была изначально. Выглядит откровенно помято.
Идёт на попятную, решив разыграть карту "Да не, всё норм":
Хотя вы правы, в самом деле, мне тут и учиться-то всего ничего осталось, — Артём думает о том, что вряд ли у него есть что ещё рассказать. А впрочем... — Ну я не знаю. Это немного личное.

В голове повисли два образа. Частично — даже три, и Волков щурится, переводит взгляд на окно. Сцепляет пальцы в замок.
Натальниколаевна, у вас никогда не было, ну... невзаимной любви?

Отредактировано Артём Волков (2025-04-12 22:43:20)

0

10

Наталья Николаевна приподнимает брови – не от удивления, но в знак того, что уловила важный подтекст в сказанных словах. Фраза «пожалею о том, что не свалил из этого места» нехарактерно обобщающая для школьника. Психолингвистика – лженаука, но эти слова Наталья Николаевна воспринимает однозначно: Артём воспринимает свои проблемы не как временные трудности, но как что-то глубже. Что-то большое, глобальное, всеобщее.

То, что Артём, кажется, не очень-то ей поверил, когда речь зашла о секретности их разговора, она как будто бы пропустила мимо ушей. Но нет, на самом деле заметила. И здесь это правда: Наталья Николаевна – не психолог, но некоторые правила профессиональной этики одни и те же. Есть небольшой список критичных вещей, о которых она обязана сообщить, но обо всём остальном – нет. И в большинстве случаев она сама заранее предупреждает, если до этого может дойти.

«Знаешь, это тоже мне знакомо, – говорит она, пристально наблюдая за реакцией, - Иногда кажется, что если просто всё бросить и начать с чистого листа, то всё сразу станет лучше.»

«Иногда так. Иногда нет. Обычно нет, – Наталья Николаевна пожимает плечами, – Нет, ты не подумай, иногда если чувствуешь что надо всё бросить и что твоё место не здесь – может, ты и прав. Жизнь только твоя и тебе решать что с ней делать… Но тут уже действительно, немного осталось дотерпеть.»

А вот следующий вопрос почти по-настоящему застает её врасплох.

Наталья Николаевна машинально тянется было к пачке сигарет в сумке, но сдерживается. Её удивляет не столько сам факт такого вопроса (какая-то её часть подозревала, что рано или поздно разговор дойдет до чего-то подобного), нет. Именно сама формулировка.

Невзаимная любовь. Не «влюбленность», не «симпатия», не даже царапающее слух слово «отношения», а именно невзаимная любовь. Уж не об этом ли он говорил, когда речь шла о преследовании? Нет, не об этом, конечно. Даже думать в эту сторону не о чем.

«Была, конечно, – и в её голосе слышится неожиданная теплота, – Мне было немного больше, чем тебе сейчас, и угораздило меня полюбить человека, который даже не смотрел в мою сторону. Вернее, потом я поняла – смотрел. Но как на мебель. И знаешь, сейчас я даже благодарна за этот опыт. Научил меня… Не идеализировать людей.»

Отредактировано Наталья Николаевна (2025-04-12 02:05:17)

+1

11

Привычные подозрительность и напряжённость, как ни странно, постепенно угасают. Это ощущение Артёму нравится — почти как дома, хотя и там нет-нет да проявляется тревога, зарождённая интернатом и проблемами. Но обрести подобный "островок спокойствия" в Аксиоме он не ожидал. И Волков не замечает, как его ранее скованная поза становится более расслабленной. Однако руки из замка он не расцепляет.
Он улавливает краем глаза, как меняется выражение лица у педагога. Удивил её чем-то? Да вроде бы даже клоуничать не пытался. Наверное, это обычная реакция взрослых на такого, как он. Ну, Волков и не против. Всё равно он тут, как бы сказать, временно.

Да, что-то такое, — он снова "уклоняется" от действительно прямого ответа. Привычка говорить расплывчато и нетвёрдо сохранилась за ним ещё со времени отношений с Васькой. Та не принимала отказов, или на любые попытки сказать "нет" начинала его уговаривать. Он с этим смирился тогда, начав на всё отвечать "может быть", "возможно", "ну как ты хочешь", потому что один хер всё будет так, как решит Василиса. Этот принцип работал и с родителями — отец у Артёма не военный, конечно, но давящее и авторитетное мнение всегда имел. Ну да его понять можно было с высоты взрослой точки зрения, он же за всё платит. — Знаете, иногда я хочу... Вернуться в школу, где учился до Аксиома.

Частично врёт — конкретно туда не хочет. Но это же не единственное учебное заведение его города, вот в любое другое... После уроков возвращаться домой, а не в комнату общаги, где вечно какая-то херь творится. На миг Артём ощутил невнятную тоску. Отмахнулся от неё простой и ёмкой фразой в голове, которую родители повторяли летом: "Тебе доучиться осталось всего ничего, потерпи уж".

Последний свой вопрос про любовь он задаёт не от балды. Конечно, он не думает, что опыт Натальи Николаевны будет похож на его и чем-то поможет, но раз уж они разговаривают, то почему бы не продолжить.
Ммм, — действительно получив ответ, далёкий от его ситуации, Артём на миг подвисает. Обдумывает сказанное. Нет, в принципе, самая первая его влюблённость была примерно такой, только человек оказался мерзотный. И за этот опыт он ни разу ему (ей) не благодарен. — Значит, потом легче станет? Типа...
Волков пытается сформулировать мысль, но вместо этого только расцепляет пальцы и суёт руки в карманы. Откидывается, наконец-то, на спинку дивана.
Ну я не знаю. А как же все эти тупые фильмы про то, что нужно добиваться любви?

+1

12

Внешне это не бросается глаза, лицо Натальи Николаевны сохраняет обнадеживающе-спокойное выражение. Но на самом деле она очень сосредоточенно старается замечать и запоминать мелкие знаки в поведении.

Неуверенные ответы – это не просто привычка. Это защитная реакция, которая формируется у человека, если всё в его жизни постоянно решают за него. Способ отстраниться, не соглашаться напрямую, но и не противостоять. Не потому что действительно сомневается. Потому что привык, что его ответ, честный или нет, всё равно не имеет значения.

Вместо «да» или «нет» – «возможно». Так безопаснее. Не спровоцирует конфликт. Это его способ сохранить хоть какой-то контроль над ситуацией. То, с чего начали, то, что сейчас для Артёма важно. Значит, нужно дать ему возможность для этого.

Насколько возможно, Наталья Николаевна дальше позволяет Артёму управлять разговором. Задавать вопросы, выбирать направление и темп разговора.

«Знаешь, Артём, – она поднимает левую руку на уровень глаз, демонстрирует безымянный палец с кольцом, – На всякий случай предупреждаю, что я не самый лучший советчик в вопросах любви.»

Она делает короткую паузу, размышляя, стоит ли продолжать. На её стороне опыт. Но в то же время, у неё за плечами на один разрушенный брак больше. Ей ли обсуждать человеческие чувства?

Учить кого-то жизни.

«Фильмы – дело такое, – говорит Наталя Николаевна, – Стараются показать зрителям то, что они хотят увидеть. Можно выстроить всё красиво – знаешь, чтобы путь к цели не был слишком простым, но и не слишком сложным.»

«Но на самом деле… Я думаю, что да. В большинстве случаев добиваться бессмысленно,» – её голос остается доверительным, без нравоучительных ноток. Они просто беседуют – хотелось бы верить, что не с позиций умного взрослого и ничего не понимающего ребенка. Равный к равному.

«Я не говорю, что нужно сразу сдаваться, ты не подумай. Просто нужно понять главное – нельзя заставить человека быть с тем, с кем он не хочет. Нельзя насильно создать чувства там, где их нет. Ну и… – её голос звучит немного грустно, чувствуется глубокое понимание, добытое ценной собственных ошибок, – Время само по себе не лечит. Так часто говорят, но на самом это неправда.»

Отредактировано Наталья Николаевна (2025-04-13 00:33:11)

+1


Вы здесь » Стой, не смотри » Прошлое время » Диалоги о стенах, которые смотрят


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно